Веб-мастер
Веб-мастер – это человек, чья профессия связана с разработкой и сопровождением сайтов и web-приложений. Согласно определению Википедии, это специалист широкого профиля, который обладает разными компетенциями. Это программист, верстальщик, дизайнер, системный администратор, контент-менеджер, оптимизатор в одном лице. Он обслуживает небольшие сайты, так как крупные интернет-порталы требуют привлечения нескольких специалистов, предполагая большой объем работы по каждом направлению. Также веб-мастером может называться владелец собственного сайта, который занимается своим проектом самостоятельно.
Из истории профессии
Первый раз термин “веб-мастер” был употреблен праотцом интернета, Тимом Бёрнерсом Ли, в “Руководстве по стилю гипертекста в онлайне” в 1992 году. Он призывал пользователей обращаться по поводу сбоев и ошибок к веб-мастеру – проектировщику и оптимизатору ресурса. Слово «веб-мастер» — значит “мастер паутины”. В английском языке есть даже женская версия этой профессии – “webmistress”.
Все первые разработчики являлись веб-мастерами – они отвечали за функционирование ресурса. Вместе с тем, как росли и развивались проекты, становились сложнее, потребовалось разделение обязанностей. Так появились более узкие специальности. Сейчас процесс идет в обратную сторону: разработкой сайта может заняться практически любой желающий, появляется множество личных небольших проектов, где нужны усилия лишь одного человека.
Интерес к веб-мастерингу вырос с развитием фриланс-услуг. Создание интернет-проектов стало отличной возможностью для заработка. В то же время, привлечение широких специалистов рассматривается работодателями как способ экономии, так как несколько функций берет в свои руки один человек.
Первые веб-мастера были самоучками. Развитие и популяризация это профессии потребовали образовательной базы – стали появляться курсы, тренинги, целые онлайн-школы, в которых можно пройти обучение и приобрести необходимые навыки.
Сейчас у веб-мастеринга есть даже свой профессиональный праздник – 4 апреля. Он еще не признан официально, но совпадает с празднованием Международного дня Интернета. А еще эта дата как символ кода несуществующей страницы 404.
Основные компетенции веб-мастера
Каждому веб-мастеру необходимо освоить веб-программирование, а также хотя бы поверхностно смежные области.
Что должен знать специалист:
- один язык программирования (но нужно стремиться разбираться во всех наиболее распространенных: PHP, JavaScript, Python);
- основы верстки (HTML, CSS);
- стандарты XML;
- основы администрирования (Linux, Windows);
- принцип работы протоколов HTTP, HTTPS, FTP;
- основы дизайна сайтов;
- базовые вопросы юзабилити;
- принципы внутренней оптимизации под требования поисковых систем;
- основы интернет-маркетинга.
Что должен уметь специалист:
- конфигурировать веб-серверы (Apache, Nginx);
- использовать системы управления базами данных (MySQL, PostgreSQL, Oracle);
- выстраивать архитектуру проекта;
- пользоваться графическими редакторами.
Фрилансерам, которые работают напрямую с заказчиками, также понадобятся навыки работы аккаунт-менеджером и менеджером проекта.
Где обучаться на веб-мастера?
Пока отдельной такой специальности, преподаваемой в школе или в вузе, нет. Но это лишь вопрос времени. Тем, кто хочет работать веб-мастером уже сейчас, обучение все равно потребуется. Можно попробовать изучать тему самостоятельно или воспользоваться уже существующими курсами. Базовые знания можно получить из книг, видеоуроков, профессиональных блогов, записей вебинаров и конференций.
Конечно, если навыков в программировании совсем нет, лучше обратиться к курсам. Преподаватель начнет объяснение с азов (кто вообще такой веб-мастер) и поможет приступить к практике. Курсов много, важно – выбрать достойный. Уважаемые онлайн-школы выдают не только сертификат о прохождении курса, но и предлагают практику в компании-партнере.
Практика – это самый верный путь стать веб-мастером. Специалист должен уметь реализовывать имеющиеся знания на реальных проектах, только тогда они действительно представляют ценность. Кстати, работодатели тоже обычно смотрят не на количество сертификатов, а на реальный опыт и портфолио.