Юзабилити

Юзабилити – это характеристика, определяющая удобство пользовательского интерфейса (от английского “usability” – “возможность пользования”). Согласно Википедии, это способность продукта быть понимаемым, используемым и привлекательным в заданных условиях. Таким образом, юзабилити характеризует, насколько продукт, созданный для определенных пользователей и сценариев, способствует достижению максимального результата – эффективно и комфортно.

Простыми словами, с точки зрения самого пользователя под “юзабилити” понимается дизайн, интуитивно понятное оформление ресурса. Но это скорее поверхностное суждение. Если посетители не совершают целевых действий – это сигнал для владельца, что его сайт или приложение неудобное, нужно поработать над технической составляющей, иначе бизнес растеряет клиентов и прибыль. Юзабилити помогает оптимизировать ресурс для качественного взаимодействия с пользователем. Само понятие подразумевает методы улучшения и упрощения (в хорошем смысле) интерфейсов, и касается это по большей части именно функционала и эргономики, нежели визуальной и эстетической составляющей.

Юзабилити

Из чего складывается юзабилити

Рассмотрим теорию компонентов юзабилити, выработанную Якобом Нильсеном – специалистом по интерфейсам.

  • Усваиваемость. Определяет простоту выполнения базовых задач и сценариев использования пользователями, когда они столкнулись с интерфейсом впервые.
  • Удовлетворенность.  Отражает то, насколько дизайн приятен в использовании.
  • Эффективность. Определяет скорость выполнения задач после ознакомления с дизайном.
  • Запоминаемость.  Характеризует простоту восстановления навыков работы с интерфейсом после длительного перерыва.
  • Наличие ошибок. Отражает частоту их возникновения и серьезность, а также возможность пользователя восстановить работы после них.

Кроме того, Якоб Нильсен разработал формулу полезности интерфейсов:

Полезность = Юзабилити + Функциональность

Функциональность – характеризует то, что дает интерфейс (то ли, что вам нужно).

Юзабилити – определяет, насколько легко и удобно работать.

В чем польза юзабилити

С развитием технологий усложняются и системы, с которыми мы работаем. То, что нам сейчас кажется простым и обыденным, когда-то вызывало сложности. Задайтесь вопросом: “Почему какой-то функционал стал проще: мы к нему привыкли или он усовершенствовался?”. Представьте текстовый редактор. То, как он сейчас выглядит, – заслуга и технического прогресса, и процесса оптимизации интерфейса. Отдельные специалисты анализируют удобство работы, адаптируют функции под конечных пользователей, чтобы они были интуитивно понятными для тех, ко не обладает специальными знаниями. Это важно не только для облегчения работы, но и ускорения процесса обучения, расширения навыков, повышения производительности труда.

Есть разные точки зрения на юзабилити и для каждой из них у него свое значение:

  • для пользователей – возможность продуктивно работать с программой, быть компетентным специалистом;
  • для разработчика – востребованность и популярность создаваемого продукта;
  • для менеджера – высокая производительность труда подчиненных;
  • для e-commerce (продажи в интернет-магазинах, кассы самообслуживания) – возможность покупателей быстро находить необходимые им товары и покупать их.

Также отдельно стоит выделить значение юзабилити с точки зрения восприятия:

  • пользователи концентрируются на решении задач, выполняют их в нормальном рабочем ритме, не тратя время на то, чтобы разобраться в сложном меню или архитектуре ПО, структуре элементов управления или значении кнопок. Все операции понятны и не требуют много времени на поиск нужной команды;
  • для работы с программой пользователям не нужно досконально знать все особенности ее создания и функционирования;
  • в процессе работы пользователей ничто не отвлекает и не сбивает. Все операции понятны и просты для выполнения, а результат предсказуем;
  • в большинстве условий и сценариев пользователи могут работать с интерфейсом в привычном режиме.

В качестве примера

Всемирно известная компания Apple изначально взяла курс на создание удобных, дружелюбных к пользователю продуктов (ПО и девайсов). В итоге клиенты готовы платить больше, для них главное, чтобы все было просто и понятно, работало по принципу out of the box – из коробки.

Пример юзабилити

Тот же принцип работает и в интернет-магазинах. Если пользователь запутался в лабиринтах сайта, нужный продукт сложно найти или страница долго загружается, то он уходит к конкуренту, где все четче и понятнее. Также потерять клиента можно из-за непрозрачной информации на ресурсе, например, если непонятно, что это за компания, чем она занимается, чем может быть полезна конкретному пользователю. Или же, если сама информация сложная для прочтения и восприятия.

Как измерить юзабилити

Юзабилити сайтов и приложений имеет собственную единицу измерения – стоимость взаимодействия (определяется стандартом ISO 9241-210). В ее основе – усилия пользователей, затраченные на поиск информации и достижение поставленной цели. Показатель будет считаться низким, если посетители не прикладывают дополнительных усилий для достижения результата. Оценивается стоимость взаимодействия в количестве кликов и времени, потраченном на решение задачи.

Базовая юзабилити-метрика сводится к двоичной системе, где 1 – задача выполнена, а 0 – задача провалена. Также мерой эффективности является конверсия – количество пользователей, которые зарегистрировались или совершили покупку. Этот метод играет важную роль в электронной коммерции. Конверсию также можно учитывать в двоичных показателях и оценивать каждый этап: целевые страницы, регистрация, выбор товара, покупка.

Как протестировать юзабилити

Тестирование юзабилити – основной элемент проверки интерфейса на удобство для пользователей, которые будут с ним работать. Оно позволяет снизить риск получения продукта, который не соответствует возлагаемым на него задачам. Особенно опасно, когда понимание того, что продукт не подходит под цель выясняется тогда, когда уже поздно что-то исправлять. Поэтому тестирование должно быть своевременными, так можно найти проблемы в использовании интерфейса и без лишних затрат и усилий исправить их. Проверка интерфейса поможет сохранить время и деньги. Кстати, при распределении бюджета проекта рекомендуется до 10 % от него сразу закладывать на дизайн-проект на разработку, тестирование и оптимизацию юзабилити.

Среди целей тестирования можно выделить:

  • получение обратной связи от посетителей ресурса;
  • оценку соответствия ПО и процесса взаимодействия с ним ожиданиям пользователей;
  • проверку соответствия дизайна ресурса задачам бизнеса;
  • определение возможности выполнять поставленную задачу через данный интерфейс.

Только так разработчики могут понять, находятся ли они на верном пути или их работа требует внесения коррективов.

Тестирование юзабилити

Для тестирования юзабилити разработаны специальные методики:

  • итерационное исследование в лабораторных условиях. Как правило, проходит по выборке с выделением контрольных групп и анкетированием (фокус-группа);
  • интервью или индивидуальный опрос. При этом необходимо наблюдать за респондентом, анализировать то, как он принимает решения при взаимодействии с интерфейсом. Для такого тестирования не нужны специальные условия, оно может проходить и в офисе, главное – обеспечить спокойную обстановку, где ничего не отвлекает от процесса;
  • статистические методы с использованием инструментов онлайн-аналитики. Сюда относится оценка глубины просмотра, процента отказов, частоты дочитывания и др. Такие исследования могут проводить веб-мастера и владельцы сайтов;
  • отслеживание взаимодействия с ресурсом. Для этого используются вебвизоры и удаленные рабочие столы, которые считывают движение глаз пользователя;
  • некоторые другие методы, которое выбираются индивидуально для сложных или нишевых продуктов.

Пожалуй, наиболее простым и эффективным методом будет наблюдение за среднестатистическим пользователем, который пытается решить самостоятельно новую для него задачу в незнакомом окружении. Сначала нужно изучить его действия, а потом опросить.

Аудит сайта и улучшение юзабилити

Чтобы улучшить юзабилити, нужно сначала понять, какие моменты требуют доработки. Для этого предварительно проводится аудит ресурса с полной оценкой всех процессов. На основе полученных результатов выявляются проблемы, требующие оптимизации.

Какие факторы позволяет оценить аудит сайта?

  1. Навигация. Ведется подсчет кликов, за которые пользователь может отыскать интересующую его информацию.
  2. Уровни ресурса. Оценивается статус страниц, возможно, важные разделы закрыты от посетителей и поисковых роботов.
  3. Перелинковка. Определяется работа ссылок на сайте. Это важно для оптимизации навигации.
  4. Шрифты. Анализируется их удобство для восприятия информации.
  5. Поиск. Определяется наличие данной опции. Если на сайте более 100 страниц поиск просто необходим.
  6. Заголовки. Оценивается их соответствие тематике, то, как они отображают суть текста, возможность формирования интереса у читателя.
  7. Структурированность контента. Текст на сайте должен быть разделен на абзацы (не слишком громоздкие), в нем приветствуются подзаголовки, списки, таблицы, схемы и другие элементы, которые помогают лучшему восприятию. С другой стороны, не должно быть перегруженности.

Улучшение юзабилити

В качестве заключения

Удобство использования ресурса является ключевым показателем, определяющим его привлекательность для пользователей. Чем проще пользоваться сайтом, чем понятнее его структура, навигация и информация, тем выше вероятность совершения целевых действий: регистрации, подписки, оформления заказа, покупки. Кроме того, на такой сайт захочется возвращаться снова и снова.

Если у сайта низкий показатель юзабилити, больших результатов ждать не стоит. Без своевременно принятых мер содержание такого ресурса может обернуться убытками.