Поведенческие факторы

Поведенческие факторы – это показатель востребованности сайта, который определяется действиями посетителей на ресурсе, а также до перехода на него. Почему это важно? Поведенческие факторы учитываются при ранжировании, они могут повлиять на позиции сайта в поиске, целевой трафик, конверсию и др. Поисковые системы постоянно анализируют этот показатель, выбирая, каким ресурсам можно доверять, и продвигают их на высокие позиции.

Поведенческие факторы

Виды поведенческих факторов

Чтобы правильно проанализировать поведенческие факторы, необходимо знать их виды. Основные – внешние и внутренние. Но это лишь вершина айсберга, так как существует еще классификация внутри категорий. Рассмотрим подробнее.

Внешние факторы

Это действия пользователя до перехода на интересующую страницу. Они бывают 2 типов: зависящие и независящие от запроса.

Действия, которые зависят от запроса:

  • соотношение кликов и показов;
  • уход в другую поисковую систему;
  • первый и последний переход (идеально, если ресурс, который привлек внимание первым, в итоге стал последним, удовлетворив потребности посетителя);
  • единственный переход в выдаче;
  • среднее количество переходов по данному запросу;
  • время до перехода на страницу.

Действия, которые не зависят от запроса:

  • целевой и общий трафик;
  • количество запросов ресурса;
  • переходы по известным запросам.
  • CTR сниппета;
  • источники трафика;
  • тематические срезы.

Внутренние факторы

Анализ поведенческих факторов

Это действия пользователей на самом ресурсе. Внутренние факторы проще отследит и на них легче повлиять. Управление ими помогает в продвижении проекта. К внутренним факторам относятся:

  • Глубина просмотра. Учитывается, сколько страниц посетил пользователь за одну сессию. При оценке этой величины невозможно ориентироваться на какие-то эталонные показатели – их просто нет. Обычно проводится сравнение с конкурентами по выдаче. Веб-мастера считают глубину просмотра показателем востребованности, а поисковые роботы – фактором ранжирования, который влияет на позиции в поиске. Кроме того, глубина просмотра сильно отличается в зависимости от типа ресурсов. Она совершенно разная для соцсетей, информационных площадок и интернет-магазинов. Сравнивать их между собой бессмысленно. Для каждого типа ресурса показатель анализируется отдельно. Функциональность и удобство сайта также сказываются на глубине просмотра. Есть хитрые уловки для накрутки просмотров, но они могут дать прямо противоположный результат, и пользователи просто будут уходить с сайта. При сложной навигации показатель отказов, как правило, тоже высокий. Тревожным сигналом служит маленькое время сессии и высокая глубина просмотров. Это значит, что пользователь просто запутался на сайте, в итоге – ему надоело блуждать в поисках нужной информации. Правильная внутренняя перелинковка – шаг в сторону естественного повышения глубины.

 

  • Отказы. Высокий процент этого показателя снижает конверсию. Яндекс.Метрика засчитывает отказ, если продолжительность сессии составила менее 15 секунд, а также, если за один визит пользователь посетил всего одну страницу. Отказом в Google Analytics также считается посещение одной страницы за все время нахождения на сайте. В случае с одностраничными ресурсами этот показатель всегда равен 100 %, поэтому рассматривает его не имеет смысла. Что влияет на отказы? В первую очередь, это релевантность страницы. Чтобы снизить показатель отказов, необходимо обратить особое внимание на содержание сайта. Оно должно быть интересным и визуально привлекательным, иначе даже реклама не поможет.

 

  • Действия посетителя на сайте. Оценивается маршрут его переходов по ресурсу, открытие ссылок, заполнение форм и иные действия.

 

  • Время сессии. Здесь все просто – чем дольше пользователь провел на сайте, тем лучше. Поисковая система понимает, что ответы на вопросы были найдены, а значит сам ресурс полезный, и его можно поднять на более высокую позицию. Главное, чтобы продолжительное время сессии не было связано с проблемами в навигации сайта.

Как собирать информацию о поведенческих факторах

Поисковые роботы учитывают действия посетителей при ранжировании, этот фактор для них стабильнее, чем ссылочный. Если вам важно поднять позиции сайта, необходимо анализировать поведенческий фактор и принимать меры по доработке ресурса. Какие инструменты могут использоваться для этого?

Специальные счетчики посещаемости. Это сервисы Яндекс.Метрика и Google Analytics. В них собирается информация для оптимизаторов и поисковых систем.

Веб-браузеры. У каждой крупной поисковой системы есть свой собственный браузер (Yandex, Chrome, Рамблер.Браузер). В них собирается информация об интересах пользователей. Но при открытии большого количества вкладок из поиска поведенческие факторы распределяются в меньшей степени или вовсе не учитываются.

Плагины и расширения для браузера. К примеру, у Яндекса есть Яндекс.Бар, способный отслеживать поведенческие факторы. При ранжировании учитывается, какие сайты пользователи посещают чаще всего, а с каких быстро уходят.

Клики по сниппетам. Если у ресурса низкие позиции, но много кликов по сниппетам, то для поисковых систем это знак, что материал востребован. Такой сайт будет подниматься в выдаче.

Специальные приложения и сервисы. Они также помогают собирать и передавать информацию о действиях посетителей. Благодаря им крупные площадки собирают собственную статистику.

Что такое накрутка

Можно ли искусственно воспроизвести поведение пользователей? Да, но это черный метод продвижения. После регистрации на специальных сервисах сайт действительно может стремительно продвигаться в топ. Но обычно поисковые системы быстро замечают накрутку. Роботов легко вычислить по схожим IP-адресам, устройствам, типичным действиям. Поведение живых пользователей не такое предсказуемое, у них отмечается интерес к разным тематикам.

Если ресурс был замечен в накрутке поведенческих факторов, на него накладываются штрафные санкции. К примеру, Яндекс может убрать страницу из поиска на целых 10 месяцев.  Кроме того, репутация сайта тоже пострадает. Таким образом, профессионалы не советуют прибегать к черным методам продвижения. Есть легальные стратегии, которые приносят пользу и самому ресурсу, и пользователям.

Способы улучшить внешние поведенческие факторы

Конкуренция между сайтами изначально идет на страницах поисковой выдачи. Первую победу в борьбе за посетителя можно одержать за счет информативного и привлекательного сниппета. Это краткое описание, которое помогает пользователю сделать выбор и перейти на нужный ему ресурс.

Несколько советов, как привлечь внимание в SERP (сгенерированной странице поисковой выдачи на основе введенного запроса):

  • специальные HTML-символы помогут более креативно представить информацию;
  • выделенные ключевые слова раскроют основную тему материала;
  • быстрые ссылки сразу переместят посетителя на интересующие внутренние блоки, и у него не возникнет проблем с навигацией.

Кроме того, не пренебрегайте инструментами для веб-мастеров и сервисом Яндекс.Маркет. К примеру, если на сайте ведется продажа товаров, стоит с помощью Яндекс.Маркета вынести цену в сниппет. Так повысится интерес посетителей и, соответственно, кликабельность.

Улучшение поведенческих факторов

Стратегии улучшения внутренних поведенческих факторов

Сделать сайт удобным. Чтобы посетители подолгу задерживались на сайте, нужно сделать его действительно полезным. На какие критерии обратить внимание?

  • Уникальный качественный контент.
  • Стильный дизайн, которые не отвлекает внимание, а служит гармоничным дополнением.
  • Правильная понятная структура, без лабиринта ссылок, в которых можно запутаться.
  • Отсутствие битых ссылок или умная страница 404.

На интересный и удобный сайт пользователю точно захочется вернуться еще ни раз. При этом у самого ресурса повысятся время сессии и глубина просмотров.

Наполнить интересными материалами. В зависимости от тематики сайт должен наполняться качественными фото и видео, играми, опросами, подкастами и т. п. Все это помогает заинтересовать пользователя и удержать его внимание. Чем дольше посетители будут оставаться на сайте, тем более полезным и популярным он будет по мнению поисковых систем. И, конечно, не стоит забывать о главной странице. Она должна быть релевантной и сразу давать ответы на основные вопросы пользователя.

Обеспечить бесперебойную работу. Пользователи не любят ждать, когда сайт долго грузится, и быстро покидают его. Если страницы отображаются быстро, это обеспечивает дополнительный комфорт при просмотре ресурса. Также следует адаптировать сайт под мобильную версию, так как уже сейчас больше половины запросов поступают со смартфонов.

Приводить трафик из разных источников. Страницы поиска – это не единственный путь привлечения трафика. Если пользователи переходят на сайт по ссылкам в блогах, соцсетях, вбивают адрес в адресную строку, то это также сигнал для поисковых систем. Значит, данный ресурс пользуется доверием и популярен.

Работать над семантическим ядром. Для начала стоит провести анализ сайта и добавить низкочастотные запросы. Только после этого браться за средне- и высокочастотные. Конкуренция по ним слишком высокая, поэтому стратегию нужно отрабатывать постепенно.

Уровень поведенческих факторов имеет огромное значение в продвижении. Ресурсы отбираются на основе интересов пользователей, их доверия, готовности совершать целевые действия. Если вы хотите поднять позиции сайта, не пользуйтесь накруткой, ее влияние очень спорное. Конечно, потребуется немало сил для создания полезного контента, классного дизайна, четкой навигации, но эти труды точно окупятся.