Релевантность
Релевантность — это важный параметр, который указывает на степень соответствия результатов выдачи поисковой системы (ПС) требованиям пользователей. Он высчитывается алгоритмами ПС и означает отношение количества ключей к общему числу слов на странице web-сайта. Каждая страница имеет свой % вхождений в тексте. Важно учитывать, что слишком маленькое количество ключей будет незаметным для поисковых систем, а большое – может расцениваться как спам (а это ведет к наложению фильтра).
Характеристика
Слишком активное развитие Интернета и стремительное увеличение количества web-сайтов сделали актуальным вопрос относительно качества результатов выдачи. Из-за этого поисковыми системами был внедрен принцип релевантности запроса, который обрабатывает ресурсы и предоставляет максимально подходящие варианты для конкретных пользователей.
Вначале релевантность страниц зависела от следующих критериев: метатеги, плотность ключевых слов, частотность ключей в заголовках, способы оформления контента и так далее. Появление дорвеев, которые соответствуют всем вышеперечисленным критериям, привело к внедрению внешних факторов релевантности.
Далее приведена формула, характеризующая критерии релевантности. Сразу обозначим, что она является условным обоснованием эффективности алгоритмов ранжирования.
R – означает релевантность запроса;
PR – представляет собой ранг сайта, не зависит от запроса;
L – означает уровень ссылочной релевантности, то есть степень соответствия текстов входящих ссылок поисковому запросу;
T – представляет собой уровень текстовой релевантности, то есть он показывает, насколько внутренние критерии соответствуют требованиям ПС.
Внешние критерии
Они представлены степенью цитируемости (ссылочной популярностью). Релевантность web-сайта будет зависеть от того, сколько ресурсов на него ссылается. Чем их больше, тем качественнее контент и выше авторитет.
У поисковиков есть свои алгоритмы релевантности, но они работают по одинаковым принципам. По сути, это усовершенствованная версия первого алгоритма (PR), который разработали основатели Google (она характеризовала только число внешних ссылок). Первый алгоритм релевантности – индекс цитирования (ИЦ, показатель авторитетности web-страниц) Апорта. Его разработали в 1999 году, тогда он делал только одно: определял самую весомую внешнюю ссылку.
В Яндексе есть свой параметр для определения степени популярности ресурса – вИЦ (взвешенный индекс цитирования), его представили в 2001 году, весной. Он присваивается каждой странице в Сети. В 2002 году наблюдалось огромное количество манипуляций с вИЦ. Это привело к закрытию ИЦ. Сейчас можно просматривать только тИЦ – тематический индекс цитирования.
В 2002 году у Рамблера появился свой индекс популярности. Кроме ссылок он также вычислял частоту посещаемости страниц ресурса, показатель можно было легко узнать из счетчика Top-100.
Внутренние критерии ранжирования
Частотность ключей на странице считается сегодня наиболее весомым критерием. Поисковые системы могут легко выделить ключ в тексте. Ресурс будет популярным и релевантным, если запрос пользователя совпадет с ключевиком и его формой на web-сайте.
Расположение ключа может влиять на релевантность, особенно если он вставлен в заголовок. А если запрос будет идентичен заголовку, то ПС с высокой вероятностью поставит такую страницу выше остальных.
Приведем пример внутренних критериев релевантности:
- Положение запроса на странице.
- Близость ключей. Ситуация, при которой запрос приравнивают к устойчивой фразе, может играть не последнюю роль.
- Положение ключа в начале страницы.
- Синонимы ключевых слов. Чем больше в тексте будет словоформ и синонимов запросов, тем лучше, ведь это говорит о том, что тематика ресурса соответствует изначально заданной теме.