AMP

AMP – это технология, разработанная Google, для ускорения загрузки мобильных страниц. Дословная расшифровка: Accelerated Mobile Pages – “Ускоренные мобильные страницы”. С помощью AMP пользователь может видеть статью прямо в поиске Google. Технология ускоряет загрузку примерно на 15–85 % и обеспечивает удобство при работе со смартфонами, планшетами и другими гаджетами с небольшой диагональю дисплея.

Google AMP

Причины появления технологии AMP

Потребность в AMP появилась в конце 2017 года. Именно тогда был отмечен массовый переход целевой аудитории разных бизнесов с компьютеров на мобильные устройства. Этот процесс продолжается до сих пор. А сама технология постоянно дорабатывается независимыми разработчиками.

Среди основных причин появления AMP можно выделить:

  • увеличение трафика, генерируемого из смартфонов и планшетов;
  • неготовность пользователей долго ждать загрузку web-страниц;
  • преимущество сайтов, оптимизированных под мобильные гаджеты, при ранжировании в поисковой выдаче.

Подробнее, что такое AMP

С точки зрения разработчика технология AMP включает три основных компонента:

  • AMP HTML – по сути тот же HTML5, но имеет некоторые модификации: отельные теги заменены на специально разработанные для AMP;
  • AMP JS – библиотека, которая дает доступ к новым тегам и позволяет оптимизировать скорость загрузки;
  • Google AMP Cache – это основанная на прокси CDN-сеть, которая кэширует AMP-страницы, ускоряя при этом загрузку скриптов, контента, изображений на стороне пользователя (они “вытаскиваются” с помощью HTTP 2.0 из ближайшего источника).

Для рядового пользователя AMP схож с Facebook Instant Articles от Google.

Пример AMP-страницы

Кому нужен AMP

Эксперты считают, что AMP подходит не всем. В первую очередь, технология полезна многостраничным новостным ресурсам, блогам и информационным сайтам, которые содержат текстовый и визуальный контент. AMP отличается гибкостью, это значит, что она легко внедряется на посадочную страницу, мобильную версию сайта, в том числе и интернет-магазин. Но вопрос: “Нужна ли эта технологии проектам в области электронной коммерции?” остается спорным. Разметка каталога при помощи AMP обычно ничего не дает. Неизвестно сколько трафика приносят AMP-страницы и как отражаются при ранжировании. Но, если у такого проекта есть блог или постоянно обновляемый раздел со статьями, то AMP-страницы могут попасть в новостной блок Google. Таким образом, они станут дополнительной точкой взаимодействия с брендом.

Преимущества AMP

Основным плюсом технологии, о котором высказались пользователи и независимые эксперты, является быстрая загрузка страниц. Среди других преимуществ AMP можно отметить:

  • предварительное кэширование страниц сервисом Google;
  • отсутствие у посетителей сайта негативного опыта загрузки страниц (более 3 секунд);
  • удобство просмотра страниц даже при низкой скорости интернет-соединения (Google выступает в роли CDN);
  • учет поисковой системой Google скорости загрузки веб-страниц.

На саммите Search Engine Journal в Чикаго в 2016 году было отмечено, что сама по себе AMP не дает преимущества в ранжировании. Сайты получают такую возможность благодаря увеличению скорости загрузки.

Возможные недостатки AMP

Несмотря на существенные преимущества платформа имеет и ряд недостатков. К основным можно отнести следующие:

  • сложность реализации аналитики. На основных страницах с помощью кода формируется информация о посещении, которая попадает в Google Analytics и Яндекс.Метрику. С AMP-страницами это не происходит. Чтобы реализовать аналитику, необходимо вручную добавить код отслеживания на каждую AMP-страницу;
  • урезанная функциональность. В отличие от базового, у AMP-сайта обычно отсутствует навигационное меню, формы комментариев, сайдбар и др. Если какой-то из элементов необходим, его придется встроить вручную;
  • низкая визуальная привлекательность. AMP-сайт обычно лишен красочных элементов.

Стоит отметить, что большинство нюансов можно устранить, если не полностью, то хотя бы частично. Но AMP-страницы будут всегда урезанными копиями основной версии.

Как за 4 шага внедрить AMP на сайте

Если вы решили внедрить технологию AMP на свой сайт, сделать это можно по следующему алгоритму.

  1. Проверка на наличие готового решения. Если оно есть, можно использовать, контролируя валидность на выходе. Среди решений для популярных CMS: WordPressJoomla, Drupal. Если готового решения нет, его нужно внедрить вручную.
  2. Проверка необходимости в форме для сбора лидов. Если она есть, нужно использовать “костыль”, который позволит вставить кастомный js-код через amp-iframe. Если необходимости нет, этот шаг можно пропустить.
  3. Выбор подходящего способа отслеживания страниц. С помощью AMP-pixel можно отслеживать статистику просмотров по GET-запросу. Он используется для выгрузки данных в сторонние или кастомные сервисы аналитики. AMP Analytics позволяет передавать данные в Google Analytics и отслеживать активность пользователей на сайте.
  4. Проверка валидности кода страниц с помощью инструмента AMP Test в Google Search Console.

Внедрение AMP вручную

Для некоторых интернет-изданий удобнее использовать не готовую CMS, а сделать свою. Такие платформы построены на кастомных движках, поэтому внедрение AMP происходит вручную. Но для грамотного разработчика эта задача не представляет сложности. Алгоритм здесь следующий.

  • Создание шаблонов страниц в формате AMP. Специальные amp-теги помогут переписать код основных шаблонов. Динамические элементы отключаются. Разрешаются только асинхронные скрипты, кастомные скрипты не поддерживаются. Высота и ширина графических элементов прописывается внутри HTML-документа. Стили выносятся в отдельный тег style amp-custom. Загрузка шрифтов происходит по ссылке или с помощью CSS @font-face.
  • Масштабирование шаблонов вручную или при помощи автоматического алгоритма.
  • Настройка аналитики посредством внедрения отслеживающего пикселя или с помощью разновидности кода Google Analytics.
  • Тестирование валидности через AMP Test.

А что с Яндексом?

Яндекс так и не внедрил AMP в свой сервис. Поисковая система не рассматривает урезанные страницы в качестве дублей, так как технология ссылается на канонические атрибуты сайтов (rel=”canonical”). Но индексация в поисковике все-таки реализована, а ресурсы даже включаются в общую выдачу. Альтернатива технологии AMP от Google –  мобильные Турбо-страницы в Яндексе.

Плюсы и минусы AMP

В качестве заключения

Еще несколько лет назад многие владельцы сайтов отказывались от AMP, считая, что потеря внешнего вида и функциональности страниц отразится на ранжировании и снизит лояльность посетителей. Сейчас же многие пользователи отдают предпочтение скорости загрузки, нежели эстетической составляющей. Хотя и она остается актуальной. Google AMP помогает ускорить загрузку контента и сделать более удобным использование мобильных устройств. Но данная технология подходит не всем ресурсам. В первую очередь, на нее должны обратить внимание информационные порталы, блоги, цифровые новостные издания. О преимуществах и недостатках AMP мнения экспертов до сих пор расходятся.