AMP
AMP – это технология, разработанная Google, для ускорения загрузки мобильных страниц. Дословная расшифровка: Accelerated Mobile Pages – “Ускоренные мобильные страницы”. С помощью AMP пользователь может видеть статью прямо в поиске Google. Технология ускоряет загрузку примерно на 15–85 % и обеспечивает удобство при работе со смартфонами, планшетами и другими гаджетами с небольшой диагональю дисплея.
Причины появления технологии AMP
Потребность в AMP появилась в конце 2017 года. Именно тогда был отмечен массовый переход целевой аудитории разных бизнесов с компьютеров на мобильные устройства. Этот процесс продолжается до сих пор. А сама технология постоянно дорабатывается независимыми разработчиками.
Среди основных причин появления AMP можно выделить:
- увеличение трафика, генерируемого из смартфонов и планшетов;
- неготовность пользователей долго ждать загрузку web-страниц;
- преимущество сайтов, оптимизированных под мобильные гаджеты, при ранжировании в поисковой выдаче.
Подробнее, что такое AMP
С точки зрения разработчика технология AMP включает три основных компонента:
- AMP HTML – по сути тот же HTML5, но имеет некоторые модификации: отельные теги заменены на специально разработанные для AMP;
- AMP JS – библиотека, которая дает доступ к новым тегам и позволяет оптимизировать скорость загрузки;
- Google AMP Cache – это основанная на прокси CDN-сеть, которая кэширует AMP-страницы, ускоряя при этом загрузку скриптов, контента, изображений на стороне пользователя (они “вытаскиваются” с помощью HTTP 2.0 из ближайшего источника).
Для рядового пользователя AMP схож с Facebook Instant Articles от Google.
Кому нужен AMP
Эксперты считают, что AMP подходит не всем. В первую очередь, технология полезна многостраничным новостным ресурсам, блогам и информационным сайтам, которые содержат текстовый и визуальный контент. AMP отличается гибкостью, это значит, что она легко внедряется на посадочную страницу, мобильную версию сайта, в том числе и интернет-магазин. Но вопрос: “Нужна ли эта технологии проектам в области электронной коммерции?” остается спорным. Разметка каталога при помощи AMP обычно ничего не дает. Неизвестно сколько трафика приносят AMP-страницы и как отражаются при ранжировании. Но, если у такого проекта есть блог или постоянно обновляемый раздел со статьями, то AMP-страницы могут попасть в новостной блок Google. Таким образом, они станут дополнительной точкой взаимодействия с брендом.
Преимущества AMP
Основным плюсом технологии, о котором высказались пользователи и независимые эксперты, является быстрая загрузка страниц. Среди других преимуществ AMP можно отметить:
- предварительное кэширование страниц сервисом Google;
- отсутствие у посетителей сайта негативного опыта загрузки страниц (более 3 секунд);
- удобство просмотра страниц даже при низкой скорости интернет-соединения (Google выступает в роли CDN);
- учет поисковой системой Google скорости загрузки веб-страниц.
На саммите Search Engine Journal в Чикаго в 2016 году было отмечено, что сама по себе AMP не дает преимущества в ранжировании. Сайты получают такую возможность благодаря увеличению скорости загрузки.
Возможные недостатки AMP
Несмотря на существенные преимущества платформа имеет и ряд недостатков. К основным можно отнести следующие:
- сложность реализации аналитики. На основных страницах с помощью кода формируется информация о посещении, которая попадает в Google Analytics и Яндекс.Метрику. С AMP-страницами это не происходит. Чтобы реализовать аналитику, необходимо вручную добавить код отслеживания на каждую AMP-страницу;
- урезанная функциональность. В отличие от базового, у AMP-сайта обычно отсутствует навигационное меню, формы комментариев, сайдбар и др. Если какой-то из элементов необходим, его придется встроить вручную;
- низкая визуальная привлекательность. AMP-сайт обычно лишен красочных элементов.
Стоит отметить, что большинство нюансов можно устранить, если не полностью, то хотя бы частично. Но AMP-страницы будут всегда урезанными копиями основной версии.
Как за 4 шага внедрить AMP на сайте
Если вы решили внедрить технологию AMP на свой сайт, сделать это можно по следующему алгоритму.
- Проверка на наличие готового решения. Если оно есть, можно использовать, контролируя валидность на выходе. Среди решений для популярных CMS: WordPress, Joomla, Drupal. Если готового решения нет, его нужно внедрить вручную.
- Проверка необходимости в форме для сбора лидов. Если она есть, нужно использовать “костыль”, который позволит вставить кастомный js-код через amp-iframe. Если необходимости нет, этот шаг можно пропустить.
- Выбор подходящего способа отслеживания страниц. С помощью AMP-pixel можно отслеживать статистику просмотров по GET-запросу. Он используется для выгрузки данных в сторонние или кастомные сервисы аналитики. AMP Analytics позволяет передавать данные в Google Analytics и отслеживать активность пользователей на сайте.
- Проверка валидности кода страниц с помощью инструмента AMP Test в Google Search Console.
Внедрение AMP вручную
Для некоторых интернет-изданий удобнее использовать не готовую CMS, а сделать свою. Такие платформы построены на кастомных движках, поэтому внедрение AMP происходит вручную. Но для грамотного разработчика эта задача не представляет сложности. Алгоритм здесь следующий.
- Создание шаблонов страниц в формате AMP. Специальные amp-теги помогут переписать код основных шаблонов. Динамические элементы отключаются. Разрешаются только асинхронные скрипты, кастомные скрипты не поддерживаются. Высота и ширина графических элементов прописывается внутри HTML-документа. Стили выносятся в отдельный тег style amp-custom. Загрузка шрифтов происходит по ссылке или с помощью CSS @font-face.
- Масштабирование шаблонов вручную или при помощи автоматического алгоритма.
- Настройка аналитики посредством внедрения отслеживающего пикселя или с помощью разновидности кода Google Analytics.
- Тестирование валидности через AMP Test.
А что с Яндексом?
Яндекс так и не внедрил AMP в свой сервис. Поисковая система не рассматривает урезанные страницы в качестве дублей, так как технология ссылается на канонические атрибуты сайтов (rel=”canonical”). Но индексация в поисковике все-таки реализована, а ресурсы даже включаются в общую выдачу. Альтернатива технологии AMP от Google – мобильные Турбо-страницы в Яндексе.
В качестве заключения
Еще несколько лет назад многие владельцы сайтов отказывались от AMP, считая, что потеря внешнего вида и функциональности страниц отразится на ранжировании и снизит лояльность посетителей. Сейчас же многие пользователи отдают предпочтение скорости загрузки, нежели эстетической составляющей. Хотя и она остается актуальной. Google AMP помогает ускорить загрузку контента и сделать более удобным использование мобильных устройств. Но данная технология подходит не всем ресурсам. В первую очередь, на нее должны обратить внимание информационные порталы, блоги, цифровые новостные издания. О преимуществах и недостатках AMP мнения экспертов до сих пор расходятся.